суббота, 8 ноября 2014 г.

Мировые реликвии в Петербурге

В Петербурге хранится бесчисленное количество памятников мировой культуры. Мы выбрали несколько наиболее примечательных: от золота Шлимана до архива главной французской тюрьмы.

1. Золото Шлимана
Археолог Генрих Шлиман в 1870-е годы открыл в западной части Анатолийского полуострова остатки древнего города Троя. Среди них были золотые украшения, различные элементы зданий. Шлиман совершил переворот в археологии: до него считалось что либо Трои не существует, либо она находится в каком-то другом месте. Все открытые археологом ценности впоследствии вывезли в Берлин, где они находились всего 70 лет. Под конец войны их вывезли в СССР и разместили, в том числе, в Эрмитаже. С начала девяностых периодически возникают разговоры о возвращении «золота Шлимана», но дальше заявлений отдельных политиков и культурологов дело не идет.

2. Библиотека Вольтера
Всего в библиотеке великого француза около 7000 книг. В большинстве из них – пометки философа, не отличавшегося вежливостью: обозвать на полях книги автора «идиотом» или воскликнуть «Кто тебе сказал эту чушь» было обычным делом для Вольтера. После смерти мыслителя она вся библиотека переехала в Петербург. Первым ее читателем была императрица Екатерина. Считается, что следующим, кто прикоснулся к этим книгам, был Александр Пушкин, которому император Николай выписал личное разрешение. Помимо этой библиотеки, Екатерина выкупила все книги Дени Дидро и заодно пригласила его погостить у себя.

3. Мадонна Бенуа
Одно из ключевых произведений раннего Леонардо да Винчи, написанное им на рубеже 1460 – 1470 годов. «Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи. История того, как она попала в Россию, окутана тайной. По легенде семья Бенуа выкупила ее у бродячего астраханского цирка. На самом деле, это неправда. Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца. А первое упоминание ее в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж. Примечательно, что выплата не была разовой: часть денег была перечислена ей уже после октябрьской революции. Кроме Мадонны Бенуа по соседству в Эрмитаже хранится Мадона Литта, ее музей выкупил в 1860-е годы.

4. Сфинксы Аменхотепа
Ужасный фараон Аменхотеп в определенный момент повелел сделать сфинксов и начертать на постаменте их проклятья иероглифами. В 1830-е годы их перевезли в Петербург. Они стали одними из немногих хорошо сохранившихся египетских скульптур, которые до сих пор стоят на улицах городов и радуют глаз горожан. Что же до проклятий, то рассказывают, что утопленники с тех пор аккуратно плыли по Неве прямо в сторону тех самых сфинксов.

5. Бастильский архив
Когда главную французскую тюрьму времен Бурбонов революционеры разрушили до основания, остался ее архив. Его вывез первый хранитель «Депо манускриптов» Публичной библиотеки Дубровский. Теперь французские историки ездят за своими национальными архивами в Российскую научную библиотеку. А про саму коллекцию даже пишут книги.

6. Сокровища Великих Моголов
Их судьба куда более тривиальна. В 1741 году эти драгоценности преподнес императорскому двору посол правителя Ирана Надир-Шаха. Знаменитые украшения, посуда, предметы утвари, произведения декоративно-прикладного искусства - все это было в свое время создано при тюркских правителях Индии (собственно, в одно время со знаменитым Тадж-Махалом).

7. Инкунабулы
В Российской национальной библиотеке хранятся, среди прочего, одни из первых печатных книг. Их зовут еще инкунабулами. Начало их собирания было положено вывезенной из Польши коллекцией Залусских. Там хранились даже книжки совсем маленьких немецких и итальянских издательств, но не было, к примеру, английской литературы. Самые знаменитые экспонаты - экземпляр 48-строчной Библии Фуста и Шеффера (Майнц, 1462), или как экземпляр знаменитого и количеством и высоким качеством своих иллюстраций издания Chronica mundi Г.Шеделя, напечатанной А.Кобергером в Нюрнберге в 1493 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий